Московская область, г.Раменское,
ул.Народная, д.21
+7 (499) 390-97-94
+7 (926) 116-19-54

1.8. Кровь кондиционера-ФРЕОН. Какой лучше?

Еще несколько лет назад в Россию поставлялись бытовые кондиционеры исключительно на фреоне R-22.

В последнее время к ним присоединились сплит-системы, работающее на фреонах R-410A и R-407C.

Эти изменения связаны с принятием в 1987 году Монреальского протокола, ограничивающего использование озоноразрушающих веществ. В соответствии с этим протоколом в большинстве европейских стран к 2000 — 2003 году было запрещено производство и использование кондиционеров, работающих на фреоне R-22.

Чем же отличаются эти фреоны и как они влияют на характеристики и стоимость кондиционеров?

Фреонами называются вещества, образованные на основе двух газов — этана и метана с замещением атомов водорода на атомы хлора и фтора (поэтому их еще называют хлорфторуглеродами). Например, фреон R-22 имеет формулу СНF2Cl. Все хладагенты, используемые в кондиционерах, являются негорючими и безопасными для людей и животных веществами. Однако большая часть хлорфторуглеродов разрушает озоновый слой, поэтому считается, что они виновны в образовании «озоновых дыр» хотя точно это и не доказано.

Так или иначе, но европейские производители, а также производители, ориентированные на европейский рынок были вынуждены искать замену «классическому» фреону R-22, который используется в 90% кондиционеров. В качестве замены были выбраны хладагенты R-410A и R-407C.

Опасность фреонов для озонового слоя оценивается величиной озоноразрушающего потенциала. За единицу принят потенциал френона R-12, на котором до сих пор работает множество холодильников. Озоноразрушающий потенциал фреона R-22 равен 0.05, а новых френов R-410A и R-407C — нулю.

С потребительской точки зрения новые фреоны оказались ГОРАЗДО менее удачными. По сравнению с R-22 их стоимость выше, они имеют более высокое рабочее давление, значит все детали холодильного контура (компрессор, теплообменники, трубы) должны быть более прочными (и, соответственно, более дорогими). Компрессорное масло, циркулирующее в холодильном контуре должно быть полиэфирным, а не минеральным. А полиэфирное масло обладает одним существенным недостатком — оно гигроскопично, то есть быстро впитывает воду, в том числе из атмосферного воздуха. Поэтому работать с ним сложнее.

Самым большим недостатком френов R-410A и R-407C является неизотропность. Другими словами, эти фреоны не однородны, то есть состоят из смеси нескольких «простых» фреонов.

В состав R-407C входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). В состав R-410A — два: R-32 (50%) и R-125 (50%). Неизотропность приводит к тому, что при разгерметизации холодильного контура из фреона сначала испаряются более легкие компоненты, что приводит к изменению его состава и свойств. По этой причине, даже в случае незначительной утечки, весь оставшийся в кондиционере хладагент необходимости полностью слить и заменить его новым. Учитывая высокую стоимость фреона, такая операция окажется весьма дорогостоящей. С этой точки зрения фреон R-410A является гораздо более предпочтительным, так как он является условно изотропным, то есть при разгерметизации холодильного контура его компоненты испаряются равномерно и смесь не изменяет своего состава. Поэтому кондиционер на R-410A можно дозаправлять.

Несмотря на недостатки озонобезопасных фреонов, кондиционеры, работающие на R-410A и R-407C, как следствие, распространились и в России. При этом их стоимость обычно не выше аналогов, работающих на «классическом» фреоне R-22.

Заметим, что в настоящее время практически все производители кондиционеров, особенно работающие в верхней ценовой группе, все модели выпускают только на озонобезопасном фреоне R410A.